Растения в мавританском стиле
Растения для мавританского сада подбирают так, чтобы создать ощущение райского сада. Яркие краски, доминирование цветов и чистой зелени деревьев и кустов, лианы и плодовые деревья наполняют такие сады жизнью, красками и гармонией.
Один из самых популярных объектов мусульманского сада – розарий. Ароматный и роскошный, он предлагает отдать дань садовой царевне, подбирая самые ярко окрашенные и ароматные сорта. Розарием можно обрамлять фонтаны и пруды, а можно разбивать их как цветники, подчеркивая красоту и роскошь растений яркими аксессуарами. Розы высаживают и одиночно, используя их как можно в большем количестве.
Ковровые клумбы и миксбордеры, вычурные арабески и партеры позволяют заполнить квадраты узорами и имитировать при помощи многолетних и однолетних растений эффект восточных ковров.
В подборе растений важно учитывать несколько важнейших критериев:
- создание эстафеты цветения, сочетание растений с разным периодом цветения для эффекта постоянно присутствующих красок;
- выбор самых ярких и чистых, «абсолютных» красок;
- приоритет в выборе для классических культур.
В мусульманских садах великолепно смотрятся гвоздики, маки, васильки, хризантемы, пионы, ирисы, лилии, лилейники, все виды ковровых многолетников. В таком проекте можно вводить в любом количестве яркие луковичные акценты – от тюльпанов до крокусов и других первоцветов. Пряные травы и ароматические растения всех размеров и форм более чем уместны, как и яркие летники – от душистого табака до агератума, гипсофилы, лаватеры, лобелий, петуний, позволяющих играть с текстурами не хуже, чем с красками.
Клумбы в мусульманском саду по историческим традициям составляют узорно, давая растениям свободно развиваться. Но сегодня отсутствие архитектурных решений или обилия деталей в мозаике и водных объектах иногда компенсируют высокими стрижеными бордюрами, включая в линии орнаментальные мотивы зеленых рамок.
Деревья со строгой кроной здесь неуместны. Это сад для развивающихся свободно растений. Сугубо декоративные виды менее популярны, чем плодовые деревья. Лакомиться урожаем своих фруктов прямо с веток – роскошь, которая сразу меняет атмосферу. Яблони, вишни, черешни, абрикосы, сливы – выбирать плодовые растения можно на свой вкус.
Красивоцветущие кустарники, размещенные одиночно, подбирают из числа наиболее пышноцветной классики. Помимо роз, уместны чубушники и гортензии, спиреи, айва, шиповники. Цветущие или лиственные лианы, от роз до клематиса, актинидий и виноградов на стрельчатых арках, обелисках и стенах также всегда уместны в таком стиле.
Тропические и субтропические растения, ставшие символом мусульманского сада – гранаты, пальмы, цитрусовые, лавры и многие другие растения – вводят в оформление в виде кадочных, размещая в тех местах, которым не хватает выразительных акцентов.
Оформление зоны отдыха в мусульманском саду
Зоны отдыха в саду, оформленном в мавританском стиле, должны напоминать о крытых террасах традиционных проектов, галереях, скрытых не только от любопытных взглядов, но и от солнца в разгар лета. Терраса в виде закрытого патио, зона отдыха под навесом или зеленой крышей, зеленая комната или павильоны с беседками — конструкции подбираются так, чтобы вписаться в стилевые ограничения.
Беседки и шатры могут быть и сезонными, и стационарными. В зонах отдыха обязательно используют яркий текстиль и удобные диваны, которые воссоздадут атмосферу восточных садов.
Обилие текстиля, кованых элементов, аксессуаров, керамики, подбор мебели с арабскими мотивами, игра с зеркалами и традиционными элементами культуры позволяет усилить атмосферу и задать тон оформления всему саду. Тандыры и столики с мозаикой, арбы и подсвечники, кальяны и вычурные чайники – в зоне отдыха в мавританском стиле уместны любые предметы и любые орнаменты.
Атмосферу мавританского сада можно подчеркнуть и усилить благодаря декоративной подсветке. Чаще всего источники дополнительного освещения «привязывают» к водным объектам.
Мусульманский сад — это буйство красок и растений, вписанное в строгие геометрические формы. Jearld Moldenhauer
Основные направления: калам, восточный аристотелизм, исламский либерализм, суфизм.
Основные направления: калам, восточное аристотелианство, исламский либерализм, суфизм.
Калам (араб. ZbJabZghe — слово, речь) — (в средневековой мусульманской литературе) — любое рассуждение на религиозно-философскую тему и, в особом смысле, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам также называют рационалистической теологией и основным направлением арабо-мусульманской философии, отмечая при этом, что неприемлемо считать калам мусульманской ортодоксией.
Обращение к разуму как высшему авторитету — это то, что объединяло калам и фальсафу и отличало их представителей (мутакаллимов и фаласифов) от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев, с другой. Разница между мутакаллимами и фаласифами заключается в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблемы, характерные для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и древние образцы философской мысли. Оно оформилось в VIII веке.
Основные вопросы: единство Аллаха, его сущность и атрибуты, сотворение или несотворение Корана, свобода воли и предопределение.
Восточное аристотелианство, восточный перипатетизм (араб. ЭбУАйех) — средневековая мусульманская философия IX-XII веков, основанная на авторитете Аристотеля. Являлось посредническим звеном между перипатетиками и аверроизмом. Представителями этого направления были: Аль-Кинди, Ибн Сина, Фараби, Ибн Рушд. Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, который проявился в его сочетании с неоплатонизмом. Однако Бог понимался скорее как вечный двигатель, существующий вместе с вечной материей. Критика идей этого направления была дана Газали.
Основными чертами были:
1) Рациональный, логический стиль изложения (Акл).
2) Различение потенциального (имкан) и актуального существования (вуджуб).
3) Восприятие Бога как вечного двигателя и генератора форм (вахиб ас-сувар).
4) Утверждение вечности материи.
Исламский либерализм, или евроислам (араб.: аль-ислам аль-уруббий) — либеральный ислам, или ислам, пропитанный европейской культурой. Название «евроислам» отражает происхождение движения, но не его современное распространение, поскольку либеральные течения существуют среди исламских философов в Иране и арабских странах. В России и странах СНГ термин «исламский либерализм» отождествляется с термином «просвещенный ислам». Либеральные мусульмане отделяют ритуальную составляющую веры (совершение намаза, ношение хиджаба и т.д.) от нравственно-мистической составляющей и не придают первой никакого значения. Считается, что зачатки либерального ислама возникли в Турции в эпоху Кемаля Ататюрка на основе суфизма, религиозного либерализма, европейского пантеизма и даже материализма. Одним из авторитетов европейских мусульман считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан, который настаивает на сближении европейской культуры и ислама. В частности, он поддерживает идею демократии, призывает евромусульман учить язык страны проживания и активно интегрироваться в европейское общество. Он считает, что не стоит отождествлять культуру ислама исключительно с арабской культурой. В России некоторые духовные и общественно-политические деятели Татарстана являются приверженцами евроислама.
Проблема веры и знания
Приверженцы фальсафа, т.е. рационального способа постижения мира (аль-Фараби, аль-Киппи, Ибн Сипа, Ибн Рушд и др.), выдвигают разум и провозглашают его высшей или одной из высших познавательных способностей. Философия и религия, утверждают они, являются «молочными сестрами». Они имеют один и тот же источник происхождения, но используют разные методы в познании бытия. Метод религии — это вера и следование духовному авторитету. Метод философии — свободный поиск истины, которая не может считаться таковой, пока, как говорит Ибн Сипа, «не будет взвешена на весах разума». Важнейшую роль Ибн Сипа отводит логике. Он выделяет три метода доказательства: силлогизм, индукция, аналогия. Наиболее эффективным и надежным является силлогизм. Науки он делил на два вида: теоретические (метафизика, математика, естественные науки) и практические (управление, домоводство, наука о человеке). Обосновывая силу разума, Ибп Сипа не рассматривает ее как абсолютную способность к познанию. Он признает, что есть вопросы, при решении которых на первый план выходят иррациональные способности, мистическое озарение и интуиция.
За это Ибн Сипа несправедливо критикует Ибн Рушда — более радикального рационалиста, чем Ибн Сипа. Но его объективная заслуга в том, что он осмелился поставить философию выше теологии с ее порой буквальным, ограниченным толкованием истин Корана. В зависимости от развития познавательных способностей он делит людей на три группы: простые смертные, богословы и философы. Последние — «лучшие из людей».
- особое положение между теологией и фальсафой занимал суфизм. Суфии (Зу-и-Нуп аль-Мисри, Абу Абдаллах аль-Мухаси-би, Джупайд, Абу Язид, Шихабаддип Сухраварди, Ахмед Газали, Айн аль-Кузат, Хамадаи, Ибп Араби) во многом были близки к философам-рационалистам, так как стремились к знанию и не отрицали философию как таковую. За это Ибн Сипа называл их «братьями по истине». Суфии, однако, считали, что разум, а точнее интеллект (акл), обладает несокрушимой силой только в царстве конечного. За его пределами находится царство интуиции, мистического озарения или «сердца» — более высокой познавательной способности, чем разум. «То, что неподвластно разуму, — писал мудрец Ибн Араби, — доступно сердцу». Отсюда особенность суфийского понимания религиозного постулата о непостижимости Бога. Признавая этот постулат, суфии, в отличие от богословов, трактовали его как непостижимость абсолютной истины и бесконечный процесс ее познания. Человек должен, обязан стремиться к истине. Но только внутренний духовный опыт мистического порядка позволяет человеку приблизиться к пей и единению с Богом. Люди, обладающие таким опытом, возвышаются над толпой. Они не нуждаются в религиозных предписаниях, поскольку обладают духовной истиной. Все остальные должны следовать за ними, как слепой следует за своим поводырем. Противостояние между ортодоксальной мусульманской теологией, с одной стороны, и Фальсафом, с другой, закончилось почти полной победой теологии. Рациональная философия и паука после тринадцатого века пришли в упадок. Суфизм, преследовавшийся до одиннадцатого и двенадцатого веков, стал более терпимым после трактатов аль-Газали. Он сохранился в культурном пространстве исламского Востока как скрытый противник догматической теологии. Во многом по этой причине последняя относилась к нему довольно прохладно вплоть до двадцатого века, «и велись споры о легитимности суфийской доктрины в лоне ислама»
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Философия нового времени: Френсис Бэкон
- Скептицизм
- Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
- Историческая судьба марксизма на западе
- Одна из важнейших категорий китайской философии
- Аристотель о душе, о человеке, о разуме
- Формы и уровни познания в гносеологии
- Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте — Теория науки Фихте как основа его системы
- Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд — «Государство» Платона
- Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы
Материалы и цветовая гамма мавританского сада
Материалы в оформлении мавританских садов также определяются достаточно строго. Керамика, стекло, мрамор, выкрашенный бетон и все виды узорного мощения и мозаики в таких садах должны присутствовать как можно в большем количестве.
Орнаментальная кладка дорожек и площадок, мозаика в отделке строгих водоемов, сложные варианты комбинированной кладки со смешиванием материалов должны воссоздавать то ощущение, которое испытываешь при входе в сады и парки арабских стран.
Предпочтительными для мавританских садов остаются солнечные, жизнерадостные краски и грубые текстуры – шершавые поверхности, матовые покрытия или, наоборот, яркий глянец керамических плиток и мозаики. Белый цвет наполняет сады праздничностью, но его можно дополнять и желтым, и всеми оттенками бежа и терракоты, и кирпичными красками. Ослепительный небесно-голубой, чистый золотисто-желтый, приглушенный базовый терракотовый – классика для дополнения белой основы.
В выборе узоров, малой архитектуры стоит помнить о запрете на любые изображения животных и людей.
Плодовые деревья в мусульманских садах доминируют, в сравнении с декоративными. andhereweare
Вода во всех проявлениях
Вода играет в мавританском стиле особую роль. Идея благодатного или райского сада подчеркивается в мавританском стиле обязательным присутствием в проекте водных объектов, которые усиливают ощущение оазиса. Пришедшее из арабской культуры поклонение воде привело к тому, что водные объекты становятся центральной отправной точкой и обязательным элементом оформления любого сада в этом стиле.
Символ вечной жизни и очищения вводят и в сердце сада, отбивают в центральном элементе каждого вторичного квадрата, прокладывают по осям и привносят в таком количестве, в каком только может позволить бюджет.
Каналы, строгие пруды, бассейны, купальни, каскады, ручьи и другие водоемы позволяют не просто подчеркнуть геометрию сада, но и наполнить его новым смыслом. В мусульманских садах плоские, мощеные или украшенные мозаикой, с обязательной строгой рамкой, водоемы делают плоскими, располагая почти на уровне дорожек или на возвышении. Перепад воды и водные забавы, установка фонтанов или создание природного движения струй наполняет сад звуком.
Водные растения в мусульманских садах не используют, как и фонтаны в виде скульптур. Здесь уместна только чистая игра струй.<h2id=”musulmanskiy-4″>Материалы и цветовая гамма мавританского сада
Материалы в оформлении мавританских садов также определяются достаточно строго. Керамика, стекло, мрамор, выкрашенный бетон и все виды узорного мощения и мозаики в таких садах должны присутствовать как можно в большем количестве.
Орнаментальная кладка дорожек и площадок, мозаика в отделке строгих водоемов, сложные варианты комбинированной кладки со смешиванием материалов должны воссоздавать то ощущение, которое испытываешь при входе в сады и парки арабских стран.
Предпочтительными для мавританских садов остаются солнечные, жизнерадостные краски и грубые текстуры – шершавые поверхности, матовые покрытия или, наоборот, яркий глянец керамических плиток и мозаики. Белый цвет наполняет сады праздничностью, но его можно дополнять и желтым, и всеми оттенками бежа и терракоты, и кирпичными красками. Ослепительный небесно-голубой, чистый золотисто-желтый, приглушенный базовый терракотовый – классика для дополнения белой основы.
В выборе узоров, малой архитектуры стоит помнить о запрете на любые изображения животных и людей.
Плодовые деревья в мусульманских садах доминируют, в сравнении с декоративными. andhereweare
Структура и основные элементы мусульманского сада
Все мусульманские сады строятся на квадратах. Даже если в этом стиле оформляют большую территорию прямоугольной или неправильной формы, участок разбивают на отдельные квадратные зоны, следующие одна за другой, или оформляют подлинный мавританский сад лишь на ближней к дому квадратной зоне, а остальную территорию обыгрывают, используя другие стили.
Обустройство мусульманского сада всегда начинается с дорожек и зонирования. Благодаря им, на практике реализуют принцип четырех садов, или чор-багх – символическое воплощение в садовом дизайне четырех священных рек, которые вытекают из райского сада и разделяют его на равные части.
В месте пересечения дорожек находится смысловой и географический центр мавританского сада, оформлению которого всегда уделяют особое внимание. Квадратное сечение сада определяет его строгую геометрическую структуру, которую не меняют даже в оригинальном современном прочтении восточного стиля
Каждый отдельный вторичный квадрат в мусульманском саду, если позволяют размеры, может быть разбит еще на четыре квадрата. В свою очередь, в каждую «единицу» можно ввести центральный водный элемент или объект малой архитектуры, бесконечно играя с квадратами и их вариациями. Артерии или дорожки можно прокладывать и по диагонали, если размер сада позволяет играть с симметрией в сложных орнаментах.
Дорожки в мусульманском саду всегда завершают ярким архитектурным элементом. Арка, зеленый туннель, декоративная калитка или ложные двери и ворота должны отмечать окончание каждой тропки и создавать визуальную точку «фиксации» ее длины, завершать перспективу.
Центральная часть сада и каждого отдельного квадрата — важнейший элемент оформления. В самом географическом центре квадратного участка разбивают водный объект или создают зону для отдыха, которая станет смысловым центром всего проекта.
Самый популярный вариант оформления центральной части – расширенная мощеная площадка, в которую вписан фонтан, бассейн или декоративный пруд с фонтаном. Квадратный или круглый водоем отлично справляется с этой задачей. Но есть и альтернативные решения – от павильона или беседки с линиями, апеллирующими к арабским мотивам до размещения розария.
Фонтаны и водоемы строгих линий — обязательны в садах мусульманского стиля. Jearld Moldenhauer
Особая философия мавританских и мусульманских садов
Мусульманский стиль (также известный как арабский, восточный и мавританский) – направление ландшафтного дизайна, причисляемое к самым традиционным. В нем строго определяются не только философия и этика оформления садов, но и их структура, использованные инструменты и растения. Это единственное направление садового дизайна, которое весьма крепко цепляется за свои корни и неразрывно связано с историческими проектами.
Несмотря на то что в арабских садах проявляются и современные тенденции, и влияние садовой моды, в их оформлении руководствуются незыблемыми принципами и правилами, играть с которыми позволяется только в деталях. Возможно, именно поэтому мусульманский сад столь легко узнается, поскольку все проекты выходят из единообразных стандартов и канонов.
Сегодня самым влиятельным направлением развития мусульманского стиля остается мавританский — южно-европейский, черпающий вдохновение в испанских садах и развившийся как симбиоз разных течений ландшафтного дизайна, который родился на стыке европейской и арабской культуры.
Роскошь востока, адаптированная к другому климату, открывает возможности оформления мавританского сада и в регионах, далеких от субтропического и тропического климата. Исламские и мавританские направления ландшафтного дизайна сформировали свои основы до 15 века. Сегодня они почти неотличимы друг от друга и рассматриваются почти как синонимы.
Философские идеи мусульманских садов неотделимы от религиозного восприятия мира. Мавританский сад — проект, в котором воспроизводят целую модель мироздания, отталкиваясь от богатых восточных традиций и культуры. Любой сад в исламском стиле — символ райского сада, с исторически сложившимися законами оформления и обязательными элементами.
Такие сады для многих — символ почти кричащей роскоши, необузданности в пестрых красках и многочисленных узорах и орнаментах. Главными характеристиками мусульманского сада справедливо называют:
- яркие цвета и пестрые цветосочетания;
- ставку на мозаику и орнаментальность;
- многообразие форм;
- обилие зелени;
- строгую структуру;
- важную роль водных объектов;
- изолированность от внешнего мира;
- доминирование кладки;
- отсутствие газонов;
- ставку на цветущие и плодоносящие растения;
- важную роль ароматов и звуков.
В мавританском саду крайне строгая и прямолинейная форма смягчается и компенсируется растениями и деталями. Из симбиоза элементарной геометрии и несдержанного озеленения рождается удивительное ощущение роскоши и изобилия, которое не встретишь больше ни в одном стиле ландшафтного дизайна.
Такие сады не кажутся скучными: несмотря на простую структуру в них царит особая подчиненность между отдельными элементами. Мелкие детали связаны в сложную систему, которая рождает особое настроение и атмосферу.
Пространство, расширение границ, игра с оптическим восприятием и баланс массы и объема – это все не для мавританского сада. Он делает ставку на множественные раздражители, влияет одновременно на разные органы чувств и создает ощущение волшебной, сказочной отрешенности от повседневности.
Квадраты, вода, высокие стены или изгороди — визитная карточка мавританских или мусульманских садов. Jearld Moldenhauer
Мусульманские сады — маленькие сады
Мавританские сады — это сады ограниченной площади. Обычно этот стиль выбирают для оформления тех участков, на которых просто невозможно разбить сад другого стиля. Как и исторические образцы мусульманского сада, современный арабский стиль предлагает создать оазис на небольшой площади, но дающий полноценную атмосферу отдыха в идеальном уголке.
Использовать этот стиль можно не только в маленьких садах. Большие участки разбивают на комнаты или зоны квадратной формы, создавая отдельные друг от друга пространства, в каждом из которых ищут что-то новое. Можно оформлять мавританский сад и как одну из зон большого сада, оформленного в других стилях.
Сад, который оформляют в мавританском стиле, независимо от того, вдохновляют ли на его создание юг Испании или Средний Восток, всегда обносят высокими стенами. Классические заборы или зеленые изгороди, увитые лианами высокие решетки – выбор есть. Главное, чтобы было полное ощущение закрытости от внешнего мира. Даже если речь идет об оформлении всего лишь отдельной зоны, ее все равно отделяют от остального сада высокой стеной.
Обустройство мусульманского сада всегда начинается с дорожек и зонирования. andhereweare
Арабо — исламская философия: понятие, история, характеристики
Ввиду того, что в мусульманских странах ислам является обязательным вероучением, в этих странах существуют или существовали своеобразные гибриды традиционной философии с исламской теологией (политическая концепция М. Каддафи, политико-эпистемологическая концепция «исламской демократии» А. Соруша и т.д.). В то же время арабоязычная философия оказывает влияние на философскую мысль в Иране, в то время как обратная ситуация не наблюдается — работы иранских философов мало известны в арабском мире.
История
В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:
1) классический, или средневековый (VIII-XV вв.);
2) позднее средневековье (XVI-XIX вв.);
3) современность (вторая половина девятнадцатого века — двадцать первый век).
Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рациональной теологии), которые начали с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, а закончили разработкой концепций, выходящих за рамки религии.
В девятом веке арабы широко познакомились с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преимущественным интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, было опосредовано знакомством с трудами ее поздних комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии.
Специфика
Исламская философия имеет специфические черты:
? Эта философия основана на душе, религии.
Ведь исламская философия основана на религиозных аспектах, верованиях, и ее центральными объектами являются вопросы о Боге, Разуме, душе. Ведь душа — это первый самый совершенный акт природного тела для того, чтобы обрести жизнь в потенции. Это религиозная философия, потому что она возникла в самом исламе и была воспитана на его основах.
? Единый (Бог), согласно философии ислама, является Творцом, Создателем. Он создал нечто из ничего и т.д. Таким образом, природа в исламской философии очень прочно связана с метафизикой.
? Исламская философия имеет в своей основе логику.
Несмотря на свой религиозный характер, исламская философия ставит логическое мышление на должный уровень и частично полагается на разум при рассмотрении проблем божественного, бытия и человека. С помощью разума мы объясняем, доказываем и открываем практические истины. Ибо в действительности познание не является сущностью как таковой. Среди них есть те, которые познаются , и те, которые вытекают из опыта.
Это понятие пришло (в средние века, до эпохи Возрождения) в христианскую философию, когда лидировала исламская философия. Под влиянием этого понятия в тринадцатом веке в христианстве возникло сильное идеологическое движение, которое поддерживалось группой учителей, а также имело противников. На этом этапе развития модернизирующей философии в христианстве образование в этой религии получали методом передачи (что называется из уст в уста, по писанию).
? Особенностью исламской философии является согласованность (между мыслями философов). Согласованность между одними философами и другими.