Влажные вечнозеленые тропические леса
Основными характеристиками африканских влажных вечнозеленых тропических лесов являются их чрезвычайно пышный рост, высокое видовое разнообразие и сложная структура. Разнообразие часто настолько велико, что один вид деревьев не может быть идентифицирован как доминантный в пределах района.
Преобладают относительно большие деревья, такие как железное дерево, ироко и сапеле. Лесные деревья растут так близко, что их кроны накладываются друг на друга, образуя навес, ограничивающий количество света, падающего под них. Несколько больших деревьев, называемых эмерджентными деревьями, прорываются над толстым куполом.
Слой меньших деревьев произрастает под основным куполом. Несколько небольших кустарников и трав растут около уровня земли, но большинство травянистых растений и других многолетников являются эпифитами, растущими на других растениях.
Почти на каждом доступном месте, стволах и ветвях деревьев есть эпифиты, которые создают уникальную экосистему. Весь этот плотный рост растений поддерживается муссонным климатом, при котором выпадает боле 1500 мм осадков ежегодно, большая часть из них приходится на лето.
Лианы
Лианы – большие, древесные лозы, которые цепляются за деревья, а многие из них свисают на землю. Они были прославлены в фильмах “Тарзана”. Плоды едят птицы или обезьяны, и семена откладываются в их фекалиях на ветвях высоко в пологах. Семена прорастают, и стебель направляется вниз к земле. Как только стебель достигает земли, он формирует корневую систему; дополнительные стебли затем развиваются и растут вверх вдоль ствола дерева.
Фикусы-душители
Спустя много лет фикус-душитель может настолько основательно обвить дерево, что не позволит воде и питательным веществам попадать к своей “жертве”. В конце концов, дерев-хозяин умирает и гниет, оставляя полый ствол.
Эпифиты
Эпифиты – это растения, которые растут или постоянно прикреплены к другим растениям – форофитам.
Мхи, или Бриофиты
Наиболее распространенными эпифитами являются бриофиты – низшие растения, связанные с мхами и лишайники, симбиотическое сочетание водорослей (или цианобактерий), и грибка.
Папоротники
Наиболее многочисленными высшими растениями являются папоротники и орхидеи. Поскольку эти растения колонизируют ветви деревьев, они постепенно улавливают пыль и разлагающиеся материалы, что в итоге приводит к образованию тонкого слоя почвы, который могут использовать другие растения.
Количество эпифитов может быть настолько велико в некоторых случаях, что ветви деревьев ломаются от их веса. Эпифиты не паразиты (хотя есть некоторые паразитические растения, которые растут на ветвях деревьев); они просто используют деревья-хозяев для поддержки.
Бамилеке ндоп
Назван в честь народа Западного Камеруна. Голубые линии паттерна абстрактны и геометричны, а традиционный цвет фона индиго символизирует небо и сильную душу. Племена Камеруна используют бамилеке ндоп для сакральных церемоний.
Бамилеке ндоп. Изображение: Afrilege
В Камеруне построили отель в стиле племён Бамилеке, чтобы погрузить гостей в культуру народа Центральной Африки. Паттерн использовали для оформления сайта, фасада и комнат.
Сайт отеля Zingana. Скриншот: сайт отеля Zingana
Башни отеля Zingana. Фото: отель Zingana
Дизайнер Франциска Муноз Олива разработала дизайн плакатов для фестиваля культуры сообщества бамилеке.
Постеры с бамилеке. Дизайнер Франциска Муноз Олива. Изображение: фестиваль культуры сообщества бамилеке / Франциска Муноз Олива
Деревья и кустарники саванны
Деревья африканской саванны часто имеют относительно широкие ветви, которые заканчиваются примерно на одной высоте, придавая деревьям своеобразный вид. Многие из них принадлежат к семейству Бобовых, а именно, брахистегии, джулбернардии и изоберлинии.
Существует особенно большое количество видов акаций, от кустарников до деревьев, многие из которых имеют шипы. Некоторые также имеют симбиотические отношения с муравьями, которые защищают их от травоядных.
Баобаб
Баобаб известен своими большими размерами, необычным внешним видом и встречается во многих регионах саванны. У дерева есть чрезвычайно толстый ствол с гладкой, серой корой. Баобаб может жить в течение двух тысяч лет.
Появление африканской этники в мировом искусстве
Африканские предметы начали попадать в Европу во времена колонизации континента. Местная мебель, текстиль, украшения выглядели необычно для европейцев, но воспринимались лишь как исторические артефакты, а не предметы искусства.
В начале XX века отношение к африканскому стилю поменялось благодаря художникам. Например, одним из первых, кто открыто заявил о симпатии к африканскому творчеству, был Поль Гоген, который затем обвинял остальных художников, будто они стыдятся признаться в том же самом. В те времена многие боялись говорить, что их вдохновляют яркие краски и креативные узоры Африки.
Анри Матисс был одним из первых, кто самостоятельно посетил Африку. Художник поехал в Алжир и привёз оттуда керамику и ткани, которые использовал в своих натюрмортах. В 1907 году Пикассо вдохновился африканской культурой и написал картину «Авиньонские девицы». Считается, что именно эта работа дала начало кубизму.
Где вдохновляться африканской эстетикой
Маркетплейсы
- Akojo — британский онлайн-магазин с товарами независимых африканских дизайнеров.
- Industrie Africa — онлайн-магазин, медиа и платформа для продвижения африканских дизайнеров.
- African Attire — недорогая африканская одежда с различными принтами.
Африканские дизайнеры, художники и фотографы
- Тэндиве Муриу — фотограф, выросшая в Кении. Тэндиве проявляет свой культурный бэкграунд в фотографии, самостоятельно выбирает ткани, паттерны и моделей.
- Карабо Поппи — дизайнер и уличная художница из Южной Африки. Карабо использует африканские паттерны в проектах для Netflix, Nike, Wikipedia, NBA и других брендов.
- Сэнди Мазибуко — модельер и стилист из Южной Африки. Ндебеле присутствует в каждой коллекции Сэнди.
- Хассан Хаджадж — современный художник из Марракеша.
- Ладума Нгксоколо — представитель южноафриканского народа коса, прославился на весь мир мужскими вязаными свитерами. Сейчас работает под брендом Maxhosa.
Принятие
Южноафриканский «Красный флаг» неофициально использовался как фактический национальный флаг до 1928 года; он продолжал редко использоваться в ограниченном контексте до начала 1950-х годов.
До 31 мая 1928 года единственным флагом, имевшим официальный статус в Южно-Африканском Союзе, был Юнион Джек Соединенного Королевства, поскольку Южная Африка была частью Британской империи . Южная Африка Красный Прапорщик был использован в качестве неофициального флага. В 1925 году поднялась дискуссия о создании нового флага для Южной Африки, поскольку многие потомки буров сочли Юнион Джек неприемлемым после Второй англо-бурской войны . В 1926 году Декларация Бальфура предоставила Южной Африке законодательную автономию, открыв возможность нового флага. Британские южноафриканцы хотели, чтобы Юнион Джек на новом флаге был частью Британской империи, а африканеры — нет. Большая часть британской провинции Натал пригрозила выйти из Союза, если Юнион Джек будет удален. Был достигнут компромисс, согласно которому новый флаг будет состоять из Prinsenvlag, поскольку это был первый флаг, поднятый в Южной Африке, и значок в центре, состоящий из Union Jack с флагами Оранжевого Свободного государства и Южно-Африканской Республики . Юнион Джек был отражен на новом флаге с так что он не имел приоритета над другими. Это было осуждено Д. Ф. Маланом , тогдашним министром внутренних дел ЮАР , который назвал группу миниатюрных флагов «струпом … который однажды упадет». Южноафриканский красный флаг будет оставаться торговым флагом Южной Африки до 1951 года.
В 1927 году парламент Южной Африки с большинством африканеров принял Закон о гражданстве и флаге Союза, в котором говорилось, что Юнион Джек и новый флаг Южно-Африканского Союза должны иметь равный статус с флагом Южной Африки. Закон вступил в силу в 1928 году, когда оба флага были подняты над зданием парламента, Кейптауном и зданиями Союза в Претории. Этот двойной статус был прекращен в 1957 году с принятием Закона о внесении поправок в Закон о флагах, который провозгласил, что союзный флаг будет единственным флагом Южной Африки, при этом в законе также было объявлено, что » Die Stem van Suid-Afrika » будет единственным гимном страны и сбросив » Боже, храни королеву «.
Флагу даже была посвящена ода « Vlaglied » (англ. «Flag Song» ), написанная Корнелисом Якобусом Лангенховеном и составленная Ф. Джубером.
Из-за различий в производстве многие флаги были изготовлены с синим и темным оттенком, похожим на тот, что есть на флаге Великобритании, поскольку многие ранние флаги были сделаны в Великобритании. Из-за этого несоответствия в 1982 году правительство Южной Африки указало, что на флагах должен использоваться «синий Солвей», более светлый оттенок синего, как и предполагалось изначально.
Флаг был изображен на флагах кантонов государственных органов, таких как вооруженные силы, пенитенциарная служба и полиция. После того, как флаг был списан в 1994 году, новый южноафриканский флаг заменил его в кантонах этих флагов.
Нсибиди
Система кода, которую использовали как средство коммуникации народы Южной Африки и Нигерии. Она состоит из более 1000 символов, и уже сотни лет ей пользуются африканские племена.
Обществу известны значения отдельных символов, но точные значения комбинаций нсибиди остаются секретом племён, которые их используют.
Изображение: Wikimedia Commons
Фрагмент покрывала, сотканного для мужской камерунско-нигерийской диаспоры Экпе. Изображение: Altoon Sultan
Редизайн логотипа Coca-Cola с помощью нсибиди. Изображение: Cycol / Unilang
Подушка для шеи с нсибиди. Изображение: Toghal
Нсибиди в упаковке мыла. Изображение: Organic Savanna
Потомки Игбо в Канаде создали ассоциацию IDAOBC, чтобы проводить мероприятия и обучать детей языку и культуре Центральной Африки. Логотип сообщества состоит из символа нсибиди «любовь и единство» и звезды Давида как элемента духовных ценностей.
Логотип IDAOBC. Изображение: Igbo Development Association of BC
Художник Виктор Икпук оформил холл в здании музея «Собрание Филлипс» в Вашингтоне. С помощью простых линий Виктор изобразил на стенах социополитические сюжеты. Издалека роспись выглядит как обычное украшение, но, приглядевшись, можно увидеть лица в масках, аббревиатуру BLM, человека-мишень. Также на стенах изображены объятия и длинные линии, обозначающие надежду на всеобщее единение.
Виктор родился в Нигерии и хорошо знаком с символикой нсибиди, но изобрёл собственный визуальный язык с её элементами. Таким образом гости музея легче понимают смысл инсталляции.
Саванна
Африканские саванны находятся в субэкваториальном климатическом поясе. Они покрыты травянистой растительностью, однако деревья и кустарники растут хаотично. Самым распространенным видом саванны в Африке является саванно-лесистая местность, состоящая из высоких влаголюбивых трав и высоких, лиственных или полулиственных деревьев, которые распределены неравномерно.
Травы саванн
Травы представляют собой большую часть растительного покрова под деревьями и между ними. В некоторых типах саванны трава может быть выше 1,8 м. Несмотря на много споров, два фактора, кажется, увековечивают господство трав: сезонная влажность с длительными промежуточными сухими периодами и периодические пожары.
Учитывая избыток влаги и отсутствие огня, саванны, по-видимому, неизбежно становятся лесами. Деятельность человека, такая как выпас скота или вырубка деревьев, способствует господству трав.
Различные разновидности трав существуют в саванне, но сложно их различить, за исключением периодов цветения. Многие из них лучше всего растут сразу после пожара, когда подвержены воздействию солнца и потенциальным опылителям.
Тропические пустыни Африки
В пустынях Сахара и Намиб преобладают песчаные дюны или скалистые отложения, однако большая часть пустынь имеет заметное количество растительного покрова.
Сахара характеризуется широко распространенными видами растений, которые встречаются в похожих средах обитания. В пустынях южной части Африки есть более характерная флора, и многие виды эндемичны для конкретных местных районов.
Мезембриантемум
Для выживания в суровом пустынном климате растения используют несколько приспособлений. Мезембриантемум – род цветущих растений, широко распространен во всех африканских пустынях. У этих растений обычно есть толстые, сочные листья.
Такие суккуленты хранят воду в своих листьях или стеблях. Большинство растений открывают свои устьица (небольшие отверстия в листьях) в течение дня, чтобы получить углекислый газ из окружающего воздуха.
Это приведет к большим потерям воды в пустынной среде, поэтому суккуленты открывают устьица ночью. Через биохимический процесс они накапливают углекислый газ до следующего дня, когда он высвобождается внутри растения, поэтому фотосинтез может происходить без открытия устьиц.
Ежовник членистый
Чтобы предотвратить потерю воды, многие суккуленты вообще не имеют листьев. Ежовник членистый (Anabasis articulata), найденный в пустыне Сахара, представляет собой голый суккулент с сочлененными стеблями.
Молочай-колючка
Молочай-колючка (Euphorbia echinus) еще одно сахарское растение, имеет сочные, гребневидные стебли с шипами. Этот вечнозеленый кустарник достигает 1 м в высоту. Его стебли имеют разветвленную форму и покрыты короткими белыми шипами.
Растения подстилки тропического леса
Травы почти полностью отсутствуют в лесной подстилке африканского тропического леса; те, которые там растут, имеют гораздо более широкие листья, чем обычно. Некоторые травы лесной подстилки способны расти в глубокой тени под навесом, иногда настолько адаптированные к слабому освещению, что могут быть повреждены при воздействии прямого солнечного излучения.
Некоторые из популярных комнатных растений произошли от них, поэтому им не нужен интенсивный солнечный свет, чтобы выжить. Тем не менее наибольшее количество растений произрастает под разрывами навеса, куда проникает больше света.
Мне нравится2Не нравится1
Аквете
Национальный текстильный паттерн, названный в честь деревни на юге Нигерии. Местные мастера придумывают новые вариации аквете и могут вкладывать в них собственные значения. Считается, что люди, овладевшие ручной техникой создания этого текстиля, наделены талантом от Бога, поэтому аквете символизирует божественное начало в человеке.
Ткань, сотканная из грубого волокна пальмы рафии, предназначалась для камуфляжа и защиты воинов. Из конопляной ткани с аквете делали сумки и домашний текстиль. Более мягкий хлопок предназначался для изготовления повседневной одежды. Коричневый цвет традиционно был доминирующим во всех аквете-паттернах, но с появлением импортных материалов утратил свою популярность.
Паттерн аквете. Изображение: Antonia
Паттерны аквете в коллекции одежды нигерийского дизайнера Эмми Касбит. Фото: Industrie Africa
Постеры аквете. Изображение: Antonia
Постеры аквете. Изображение: Antonia
Дизайн-студия Embacy использовала аквете при создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии. Использование паттерна выделит яркое приложение среди других. С другой стороны, соединять финтех и традиционный паттерн ― всё равно что «соединять достижения русских математиков с медведями и валенками». Поэтому дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и пользовательских элементах, но не отказались от аквете.
Присутствие паттерна связывает дизайн международного приложения с культурой Нигерии, но не забирает на себя основное внимание. Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка
Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy
Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка. Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy
Эфемеры пустынь
Однолетние растения, семена которых прорастают, когда влага становится доступной и быстро созревают, оставляют семена и умирают, называются эфемерными. Эти растения составляют значительную часть африканской пустынной флоры.
Большинство эфемерных растений – травы. Эфемеры полностью зависят от сезонных или спорадических дождей. Через несколько дней после значительных осадков, пустыня становится ярко-зеленой, а спустя еще несколько дней появляются цветы, часто в изобилии.
Подушкообразное растение
Некоторые эфемеры прорастают с поразительной скоростью, такие как подушкообразные растения, которые прорастают и производят активно фотосинтезирующие семенные листья через 10 часов после смачивания.
Ндебеле
Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.
Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.
До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.
Кисти ндебеле. Фото: Wikimedia Commons
Современный вид росписи ндебеле на домах. Фото: Wikimedia Commons
Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.
Коллекция Сэнди Мазибуко на Oxford Fashion Show в Париже. Фото: House of Fabrosanz
Мурал с использованием паттерна ндебеле на ограждении футбольного центра Nike в Йоханнесбурге. Фото: Nike / Karabo Poppy Moletsane
Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.
Кенте
Самый популярный текстильный узор Западной Африки. Традиционно кенте ткали из толстых хлопковых нитей, а для королевских семей — из шёлка.
Существует как минимум 350 разновидностей паттернов кенте, самые популярные из них — адвинаса, абакофо мму ман и сика футуро.
Адвинаса — паттерн, означающий престиж. Основное отличие кенте адвинаса в смешанной технике его производства.
Текстиль с паттерном адвинаса. Изображение: Project Bly
Подарочные пакеты с паттерном адвинаса. Фото: Venus Island
Абакофо мму ман — паттерн, символизирующий демократию и участие народа в управлении нацией. Сплетение девяти квадратов в центре повторяет очертания церемониальной стрижки королевских советников. Ношение абакофо мму ман означало поддержку политической атмосферы.
Кенте абакофо мму ман. Изображение: Afrikan Attire
Компания «Египетские авиалинии» купила три самолёта для «Ганских международных авиалиний». Гана расположена в центре Западной Африки и с появлением первых собственных самолётов должна стать одним из важных транспортных хабов на континенте.
Проект имеет важное значение для государства, поэтому хвост и турбины самолётов украсили паттерном абакофо мму ман — исторически он символизирует участие народа в управлении страной. Дизайн самолёта Boeing 787-9
Изображение: страница The Boeing Company в Twitter
Дизайн самолёта Boeing 787-9. Изображение: страница The Boeing Company в Twitter
Сика футуро — символ Ганы как одной из главных территорий по золотодобыче. Сика футуро переводится как «золотая пыль». Жёлтый, оранжевый и красный считаются цветами золота и богатства. В XI веке только короли могли использовать этот паттерн.
Ткань сика футуро. Изображение: Tribalgh
Головной убор с сика футуро. Изображение: Ayan Boutique
Емаа да, или «то, что не случалось раньше», — паттерн, когда-то поразивший короля Асанте своей уникальностью и непохожестью на другие. В XVIII веке его использовали люди высокого ранга как символ креативности и инноваций.
Кенте емаа да. Изображение: Project Bly
Кенте емаа да в домашнем интерьере. Изображение: Project Bly
Несмотря на особенности значений видов кенте, паттерны можно сочетать между собой. Например, для популярной в Гане радиостанции Kente Садик Гаруба создал логотип и приложение, где сочетает паттерны сика футуро, емаа да и другие. Радио транслирует музыкальные и культурные программы и продвигает хайлайф-музыку.
Адинкра
Древняя символика Кот-д’Ивуар, названная в честь короля средневекового государства Гьяман. До конца XIX века адинкра служила визуальным языком почитания усопших и сакральных церемоний. Жители современной Ганы шьют одежду с адинкрой для семейных праздников, свадеб и фестивалей, заменив традиционные траурные цвета (бордовый, коричневый и чёрный) на более светлые.
Традиционная адинкра, произведённая ручным способом. Изображение:
Адинкра, которую используют современные жители Ганы. Изображение: Adire African Textiles
Племена Ганы и Кот-д’Ивуара в адинкре используют различные символы со специальными значениями. Они ассоциируются с фразеологизмами и ценностями культуры Ашанти.
Самые популярные символы адинкры. Изображение: Leonard Ellom Quist / The Noun Project
Современная адинкра. Изображение: African Beads and Fabrics
Современная праздничная адинкра. Фото: Wikimedia Commons
В Гане адинкра повсюду. Adinkra Lounge — название премиального зала в аэропорту «Котока». Символы встречаются в керамике, резьбе по дереву и росписи домов.
Международные компании используют популярность адинкры в брендинге, чтобы выйти на африканский рынок. Сотовый оператор Vodafone устроил квизы на знание символов адинкры в соцсетях и с помощью них забрендировал офисы.
Тест на знание символа провидения и божества родной земли в соцсетях Vodafone. Изображение: Vodafone Ghana / Grapheine
Адинкра в офисах Vodafone. Фото: Vodafone Ghana / Grapheine
В Гане не всегда приветствуется использование адинкры дизайнерами. Местное правительство зарегистрировало некоторые из них как интеллектуальную собственность и использует их только в государственной символике. Кроме того, изображать адинкру на алкогольных напитках строго запрещено.
Ганские запреты не работают в других странах. Например, дизайнер Вера Брэдли из Америки выпустила коллекцию сумок с адинкрой и вызвала негодование ганцев. Дизайнерам стоит быть осторожными в использовании адинкры как в Гане, так и в любой другой стране.
Адире
Паттерны адире начали массово производить в Нигерии в двадцатых годах XX века после пришествия европейцев в Африку. В шестидесятых он стал очень популярен среди хиппи. Каждый сюжет адире имеет историческую трактовку, иногда связан с астрологией или отношениями между племенами.
Адире с изображением короля и королевы на ткани, сотканной с использованием крахмала кассавы. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Фрагмент адире с изображением скорпиона, означающий, что женщина, носившая эту одежду, пользовалась уважением. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Чехол для планшета с адире. Изображение: Society6
Рюкзак JanSport с адире. Изображение: Ubuy
Король народа Йоруба решил разукрасить свой «бентли» паттернами адире и поручил это Ронке Адемилуи, хозяйке фабрики по производству национального текстиля и одежды Adire Oodua Textile Hub. Таким образом король выражает Ронке почтение за обучение и предоставление рабочих мест молодёжи и женщинам в Нигерии.