Был только миг: как пилоты обледеневшего a321 спасли 200 жизней

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно. 

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение. 

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В

Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм. 

<<Форма демодоступа>>

Сравните: 

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

«Жутко страшно»

Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.

— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.

По ее словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолет резко потерял высоту.

— Мне казалось, что еще чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.

Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошел на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.

Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолет то проваливался вниз, то поднимался.

— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.

Взгляд из кабины

«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.

О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлета вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолетом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолетах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.

Уже после запроса экстренной посадки, на подлете к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолет.

— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.

— Пока ничего не можем, справиться со взлетом…

Обледенение не позволило самолету набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолет перешел на так называемый голландский шаг.

Был только миг

Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась еще секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.

Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.

В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлета.

Был только миг

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Буквально через две минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали , попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.

Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста: 

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт. 

как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯдру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня» 

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:‍«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня 

Иван — ямб:‍«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍«Ранними летними росами» (А.А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. 

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU— 

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—| UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,‍— — U — U — U — U

Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»‍U — U — U U U —

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.       

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест. 

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.   

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана: 

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест. 

Дактиль — он первый,Второй — амфибрахий,Ну а третий уже анапест!

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое называется

«Несчастный микроб»

Злой микроб сидел уныло: -Не везёт, так не везёт!

Моет Миша руки с мылом.

Не попасть к такому в рот.

Очень хочется микробу прогуляться в животе.

Только Миша любит воду.

Держит руки в чистоте.

Бедный, маленький!

Не сладко Одному сидеть в углу.

Вот бы Миша шоколадку слопал прямо на полу.

Или руки после кошки не помыл бы…

Эх! Беда.

В чистоте его ладошки остаются как всегда. (ОльгаАлёнкина)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о микробах? (ответы детей)

Вывод: Микробы- маленькие живые существа.Они живут повсюду: в почве, в воздухе, в воде, на одежде, на грязной коже, на руках.

Воспитатель: А как можно увидеть микробы?

Вывод: Простым глазом их не видно, но их можно увидеть под микроскопом. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, печени. Это просто шарики или палочки, но они так же, как и мы, едят, дышат.

Воспитатель: Как вы думаете, микробы умеют передвигаться?

Да! Микробы умеют передвигаться! Но как!

Вывод: У некоторых микробов есть хвостики, их называют жгутики. Жгутик вращается как пропеллер самолета и микроб движется. У некоторых микробов жгутиков нет. В жидкости они подпрыгивают- как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо их переносит воздух- ветер.

Воспитатель: Как вы думаете, микробы опасные или полезные для человека?

Большинство микробов для нас не опасны, даже наоборот, они бывают очень полезными (например, кисломолочные бактерии.)

Воспитатель: в каких продуктах применяют такие бактерии? (сыр, творог, кефир, ряженка, йогурт, др.)

Воспитатель: А вы, знаете, какое свойство есть у микробов?

У них есть одно из главных свойств. Они не только питаются, но и очень быстро размножаются. Это значит, что из одного микроба очень быстро получается много микробов! И в организме человека они размножаются очень быстро, ведь там тепло, много еды, влаги и там они чувствуют себя очень хорошо.

Воспитатель: Хотите увидеть, как это происходит? (опыт с пластилином)

Вывод: попадав организм, микробы размножаются очень быстро и человек заболевает все сильнее и сильнее.

А теперь посмотрим, что происходит с микробами, если человек принял лекарство.

Салфетка- это наше лекарство. Кладите микробов в салфетку, т. е. лекарство и сомните шарики в салфетке.

Воспитатель: что с ними стало? Они слиплись, сморщились между собой. Вот и нет микробов, человек справился с ними и выздоровел.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю посмотреть мультфильм о микробах.

Просмотр мультфильма «Бактерии»

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, где у нас больше всего скапливается микробов?

(на руках)

— А как с ними бороться? (мыть руки)

Воспитатель:

-Ребята, а давайте, поиграем в игру с мячом (встаем в круг, под музыку надо как можно быстрее передать мяч).

_ Ой, ребята, посмотрите на свои руки! На них микробы!

Что нужно сделать, чтобы они исчезли? (помыть руки)— объясняю правила мытья рук. (руки необходимо мыть 2р по 20сек)

Рефлексия

_ О чем мы сегодня с вами беседовали?

— Что интересного вы узнали?

-Молодцы, ребята! Не забывайте правила личной гигиены и мойте руки с мылом!

Словарь имён собственных

Сухобезводное, -ого (пгт, Нижегородск. обл., РФ)Сухобузимский р-н (Красноярск. кр., РФ)Суховерково, -а, -ом, в Суховеркове (пгт, Тверск. обл., РФ)СУХОВЕРКО Рогволд, Суховерко РогволдаСУХОВО-КОБЫЛИН Александр, Сухово-Кобылина АлександраСУХОДОЛЬСКИЙ Владимир, Суходольского ВладимираСУХОЙ Павел, Сухого Павла (рос. авиаконструктор)Сухой Торец, Сухого Торца, Сухим Торцом (р. — Харьковск. обл., Донецк. обл.; Украина)Сухоложский р-н (Свердловск. обл., РФ)СУХОМЛИН Василий, Сухомлина ВасилияСУХОМЛИНОВ Владимир, Сухомлинова ВладимираСУХОМЛИНСКИЙ Василий, Сухомлинского ВасилияСухона, -ы (р., Вологодск. обл., РФ)Сухонская ул. (в Москве)СУХОНЬ Эуген, Сухоня Эугена

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Цветочный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: