Процесс плетения
Процесс ткачества (вачу) для одежды выполнялся не на ткацком станке и челноке, а при манипулировании нитками и их связывании пальцами. В горизонтальном положении между двумя или четырьмя вертикальными ткацкими прутьями (турутуру) туго натягивают прочную нить. К этой нити (таухиу) прикрепляются верхние концы основы или вертикальные нити (io). Основа расположена близко друг к другу. Процесс плетения заключался в проработке поперечных нитей слева направо. Чем ближе эти нити вместе, тем плотнее плетение и тоньше одежда.
В случае тонкой одежды четыре нити используются для формирования каждой ахо. Ткач протягивает две из этих нитей по обе стороны от первой или вертикальной нити, охватывающей ее. При продолжении процесса две пары нитей меняются местами, те, которые проходят за первой вертикальной нитью, будут выведены впереди следующей, затем позади следующей и так далее. Каждая из нижних нитей должна быть заключена между двумя или четырьмя поперечными нитями каждые полдюйма или около того.
Танико
Пингао — сокровище ткачества
Танико (или таанико) относится к любой декоративной кайме, обычно встречающейся на циновках и одежде. Узоры Танико имеют очень геометрическую форму, потому что они могут быть уменьшены до небольших цветных квадратов, повторяемых на решетчатом каркасе. Эти базовые квадратные формы, сформулированные в руках ткача, представляют собой более крупные ромбовидные и треугольные формы, которые можно увидеть во всех традиционных ткацких ремеслах.
Патики или патикитики (камбала / плоская рыба: Rhombosolea plebeia ) основаны на ромбовидной или ромбовидной форме камбалы . Они могут быть самыми разными в пределах основной формы. Узор каокао (сторона или ребро) образован зигзагообразными линиями, образующими шевроны. Они могут быть горизонтальными или вертикальными, открытыми с пробелами или замкнутыми повторяющимися линиями. Дизайн иногда интерпретируется как руки воинов, пойманных в действии хака (жестокий ритмичный танец). Узор нихо танива ( зуб танива ) представляет собой рисунок с зубцами, который встречается на всех типах предметов, циновках, тканых панелях, поясах и одежде. Путама — это ступенчатая форма, обозначающая рост человека, стремящегося все выше и выше. Узоры Tahekeheke (полосатые) относятся к любому отчетливому вертикальному узору. Узор вету (звезды), пурапура вету (узор плетения звезд) или роимата (капля) представляет собой геометрический рисунок с использованием двух цветов, чередующихся между ними на каждой строчке
Этот дизайн связан с выживанием иви (племени), хапу ( субплемя ) или ванау (расширенной семьи), идея состоит в том, что жизненно важно иметь большой ванау, так же как в Млечном небе много звезд. Путь
Фигура с глазами-ракушками, носит пиупиу, другие тканые предметы, также выставленные на обозрение, ок. 1900 г.
2.Лен новозеландский — уход в домашних условиях
2.1.Температурные условия
Теплолюбивое растение, которое будет наслаждаться летней жарой. В зимние месяцы требуется прохладный период покоя при температуре 6 — 8° С.
2.2.Освещение
Хорошо освещенное местоположение без прямых лучей солнца в дневные часы. Пестролистные сорта будут лучше расти в ярком свете.
2.4.Субстрат
Грунт должен иметь хороший дренаж, быть питательным, богатым перегноем. Хорошо приспосабливается к большинству типов почв, может расти в достаточно бедных питательными веществами почвах.
В период активного роста подкармливайте 2 раза в месяц жидкими удобрениями. Осенью подкормки прекратите.
Переносит сухой воздух отапливаемых помещений и часто в опрыскиваниях не нуждается вовсе.
2.9.Влажность почвы
В период роста поливайте новозеландский лен обильно – до полного промачивания земляного кома. Верхний слой грунта должен успеть подсохнуть между поливами. Осенью частоту поливов сокращают, а зимой просто поддерживают грунт в едва влажном состоянии. Считается, что сорта с темно окрашенной листвой менее устойчивых к засухе.
2.10.Пересадка
Ежегодно, весной, по мере роста, пересаживайте в горшок большего объема. У больших растений, пересадка которых затруднительна, меняют верхний слой грунта на свежий ежегодно, весной.
Делением больших экземпляров при пересадке. Семенами, которые высевают весной.
2.12.Вредители и болезни
Пятнистость листьев, загнивание при наличии избыточной влаги. Растения могут подвергаться атакам мучнистых червецов, щитовок, ложнощитовок, паутинных клещиков.
Насекомые — вредители
Название насекомого | Признаки заражения | Меры борьбы |
Мучнистый червец или войлочник | Поверхность листьев и побегов покрывается пушисты ватообразным белым налетом. Растения отстают в развитии | Народные средства: опрыскивание мыльно — спиртовым раствором. Хорошо проявили себя настой табака, чеснока, клубней цикламена, спиртовые обработки, аптечная настойка календулы. Химические средства: раствор зеленого мыла, Актеллик, Фитоверм. |
Паутинный клещ | Малозаметная паутина на листьях, пожелтение и опадание листвы при обширном поражении. Поверхность листовых пластин становится мертвой и покрывается небольшими трещинками. Развитие растений замедляется. | Народные способы. Растения можно промыть под душем и оставить в ванной комнате во влажной атмосфере на полчаса. Облучение ультрафиолетовой лампой каждую неделю в течение 2 минут. Химические препараты на основе пиретрума, серные порошки, Фитоверм, Актеллик. |
Щитовка и ложнощитовка | Клейкие капельки на листьях, желтые небольшие пятна на поверхности листовых пластин. При большом распространении щитовки способствуют высыханию и опаданию листьев. Цветы замедляют свое развитие | Народные методы борьбы. Опрыскивание мыльно — спиртовым раствором. Личинки щитовки не любят настоя чеснока, также используют средства на основе пиретрума. Химические препараты. Фитоверм, Актеллик, Фуфанон. |
2.13.Примечание
Местные жители используют листья этого растения для плетения корзин и веревочных канатов, а также для изготовления одежды.
Гидропоника.
Возможно, Вас также заинтересуют:
Чем обусловлена воинственность маори
В культуре народа маори война была глубоко укоренена всегда. Доходило до того, что поминки по почившему вождю или жрецу становились основанием для военного рейда против случайного соседа. Битвы случались всегда:
- по будням, праздникам и выходным;
- один на один, племя на племя, остров на остров;
- из-за девушек, веры в ману (магическая энергия), улова рыбы, кровной мести и личной обиды.
Обычным делом для маори были каннибализм, невероятная жестокость, безрассудные до самоубийственности атаки на противника, часто превосходящего их технологически и числом. Безумная война становилась смыслом жизни. Они держали в постоянном страхе европейцев и даже съели однажды экипаж целой бригантины.
Справедливости ради следует отметить, что культ войны маори исповедовали не всегда. Их воинственность была приобретенной.
Прежде всего, виной тому резкое сокращение биоресурсов Новой Зеландии вследствие климатических изменений и нескольких тектонических катастроф.
Но и сами маори не останавливались ни перед чем в истреблении местных популяций на облюбованных ими землях, где до прихода человека столь крупных и хищных млекопитающих не было. А потому обитатели этих островов не успели выработать защиту против агрессии маори.
В их культуре очень быстро укоренились войны. У маори появились укрепленные поселения, они развивают тактику, совершенствуют оружие. Результат не замедлил себя ждать – началась череда междоусобных стычек, получивших название «мушкетных войн».
В истории остался набег на остров Чатем, где маори истребили или обратили в рабство родственное племя мориори, там обитающее.
Сорок лет (1807-1847 гг.) военных действий завершились, лишь когда на горизонте появился новый враг – Британская корона. Эта война, заранее обреченная на поражение.
Ботаническое описание
Формиум (лат. Phormium) принадлежит к семейству Ксанторреевые (лат. Xanthorrhoeaceae). Растения являют собой вечнозеленые травянистые многолетние растения с очень крупными крепеими листьями.
В природе существует всего 2 вида растений: Формиум прочный (лат. Phormium tenax) или Новозеландский лен и Формиум Коленсо (лат. Phormium colensoi), который называют Горный лен.
Все остальные сорта — это гибриды от скрещивания этих двух видов. В условиях домашнего сада пригоден к культивированию сорт Rubra Nana, который обладает листьями с пупурным оттенком и сам по себе средневысокого роста и компактной формы.
Растения Формиума крупные. Жесткие прикорневые ремневидные листья нарастают на толстом корневище, образуя розетку. Листья сложенные в виде киля, 5-12 см шириной и длиной до 3 м, жесткие, тяжелые, ниспадающие по периметру куста. Окрашены в зеленый сдержанный цвет иногда с яркими центральными жилками, что и придает эффект декоративности.
Желтые цветы постепенно краснеют, что тоже является декоративной особенностью Формиума. Внутри они наполнены сладким нектаром, которым с удовольствием лакомятся и птицы и народ маори на своей родине. Соцветия расположенны супротивно, имеющие в составе до 15 цветков, которые поддерживаются темными шершавыми цветоножками на плотных цветоносах. Цветочные стрелки еще крупнее, чем листья и могут вырастать до 5 м. Что так же необычно для нашего глаза, как и само растение.
В наших широтах для Формиума не хватает света в период осени и зимы. По этой причине у него возникает некоторый период вынужденного покоя. В это время растение нужно помещать в условия пониженной температуры и влажности, чтобы сохранить его внешний вид. Или можно досвечивать Формиум, чтобы он рос в постоянном темпе.
Декоративное применение
Новозеландский лён пользуется большой популярностью в профессиональном ландшафтном дизайне. Но и в домашнем саду он будет смотреться уютно. В оранжереях и в зимнем саду не цветет из-за недостатка света, но замечательно смотрится в качестве комнатного растения.
Отдельно стоит сказать о выращивании формиума в контейнерах. Растение обладает небольшой корневой системой, поэтому отлично выглядит в садовых вазонах. Расставленные формы с новозеландским льном, возле садовых дорожек или лестниц, выгодно подчеркнут переходы, а самому саду придадут торжественный вид.
Идеально подходит для создания тропического или испанского сада. При создании цветочных композиций, он может выступать как центральное растение, так и дополняющее. Разные экзотические оттенки, в отличие от стандартных травянистых растений сделает клумбы по-настоящему уникальными.
Оригинально подчеркивает ландшафт, посаженный рядом с хвойными растениями.
Новозеландский лён будто создан для размещения около водных источников. Природный внешний вид формиума выгодно подчеркнет любой водоем, а экзотичные оттенки придадут окружающей местности волшебство и загадочность.
Выращивание
Phormium tenax имел множество применений в традиционном обществе маори. Это был основной материал, используемый для ткачества, принятый после аута ( бумажная шелковица ), традиционное дерево, используемое для создания ткани в Полинезии , не процветало в климате Новой Зеландии. Многие из традиционных видов использования в значительной степени вышли из употребления, хотя наблюдается рост использования традиционных материалов в современном искусстве и ремеслах маори. Двумя наиболее распространенными формами льна в традиционных ремеслах являются использование обнаженных сушеных листьев в виде широких полос, например, при плетении кете (льняных корзин), а также соскабливание, измельчение и мытье листьев для создания волокна. мука — танико (ткачество) из мягкой прочной ткани для одежды. Лен также используется в качестве декоративного и структурного элемента в тукутуку , панелях, которые можно найти в маори варенуи ( молитвенных домах).
Рабочий кормит льняной лист стриппера
До Великой депрессии 1930-х годов, которая подорвала льняную промышленность, европейцы предприняли две серьезные попытки разведения для получения волокна. Первый был написан Леонардом Кокейном из Веллингтона примерно в 1908 году. Второй — Джоном Стюартом Йейтсом из Месси в конце 1920-х годов.
Новозеландский лен выращивался на острове Святой Елены с конца 1800-х по 1966 год для производства веревок и веревок и на экспорт. Сегодня заводы остались, но промышленность остановилась; они считаются экологической проблемой.
Орнаментальный
В последнее время P. tenax и его двоюродный брат P. colensoi широко культивируются в качестве декоративных садовых растений, их поразительные веера с заостренными листьями служат центром внимания при смешанных посадках или на краю лужайки. Их легко выращивать на солнечном месте, особенно в прибрежных районах с некоторой защитой зимой, но для этого требуется надежно влажная почва. Они часто встречаются в садовых центрах среди растений с похожим внешним видом, особенно юкки и кордилина . Однако это очень разные растения с разными требованиями. P. tenax и некоторые сорта могут вырасти до значительных размеров — 4 м (13 футов) в высоту и 2 м (7 футов) в ширину.
Сорта
Совсем недавно в качестве декоративных садовых растений было выбрано несколько сортов , в том числе:
- ‘Bronze Baby’ — изогнутые бронзовые листья, растение от 2 до 3 футов (от 0,61 до 0,91 м).
- ‘Dazzler’ — арочные листья бронзово-бордового цвета с красными и розовыми полосами, растение достигает 3 футов в высоту.
- ‘Duet’ agm
- Purpureum Group agm
- ‘Sundowner’ agm — растение 6 футов (1,8 м) высотой, листья полосатые с бронзовыми, зелеными и розово-розовыми полосами.
- ‘Variegatum’ agm
- ‘Желтая волна’ agm
Те , отмеченные AGM получили Королевское садоводческое общество «s Присуждение Garden Merit .
Традиционное использование маори
Харакеке был одним из наиболее часто используемых волокон для ткачества до контакта с Европой в Новой Зеландии из-за его широкой доступности и длинных прядей. Харакеке можно ткать в сыром виде для создания изделий с открытым переплетением (где пара или водостойкий эпидермис растения остается нетронутым) или обрабатывать так, чтобы осталась только мука , для предметов с плотным переплетением. Большая длина листьев харакеки позволяет ткачам создавать полосы различной длины, что делает растение подходящим для различных объектов и размеров.
Харакеке можно варить на горячих камнях, чтобы отбелить полоски, однако окраска волокна затруднена из-за водостойкости пара . Однако харакеке можно окрасить с помощью пара или богатой железом грязи. Харакеке можно сделать более гибким с меньшей усадкой, используя технику хапине , когда нож или скорлупу проводят по волокну для удаления влаги без разрушения поверхностных слоев.
Украшение из раковин пауа (paua shell)
Пауа (paua или pāua с языка маори) — название трех видов новозеландских крупных съедобных морских раковин, выделяющихся среди других необычайно яркими переливами перламутра. Изделия из этих раковин очень популярны, так как они имеют необычайно красивую окраску в голубых, пурпурных, золотых и зеленых тонах. Эти цвета полностью природные, поверхность раковин лишь немного полируется, чтобы «показать их во всей красе». Раковины пауа в Новой Зеландии — это не просто сувенир, а элемент кивианы.
В Новой Зеландии можно купить много украшений из пауа шелл — подвесок, сережек, браслетов, колье — от недорогой простенькой бижутерии до изящнейших ювелирных украшений. Однако покупать их лучше не в сувенирных, а в специализированных магазинах. Там больше выбор, и цены в среднем ниже.
Кстати, найти раковины пауа в Новой Зеландии можно даже на пляже. Однако вывозить их из страны в необработанном виде строго запрещено.
Продолжение статьи читайте во второй части.
Татуировки воинов и женщин
Татуировка тела и лица «та-моко» – одна из традиций народа маори. Долгое время наличие моко говорило о высоком социальном статусе. Именно поэтому представители низшего слоя общества не могли себе позволить татуировку на лице, только отдельные элементы на теле.
Женщины традиционно наносили моко на щеки и губы, а мужчины – на лицо, бедра и ягодицы.
Узоры маори не набивались иглой, как к тому привыкли наши современники. Их вырезали при помощи костяной стамески. Она вбивалась в кожу молотком. При этом отсекались куски тканей. Этому есть название – шрамирование. В качестве краски древние маори использовали золу, смешанную с жиром.
Детали маски маори, нанесенной на лице, позволяли многое узнать о человеке:
- узоры на лбу у воина;
- рисунки вокруг глаз рассказывали о семейном положении;
- на правой стороне лица родословная матери, на левой – отца;
- рисование на щеках для обозначения рода деятельности;
- по узорам вокруг рта и на подбородке «читался» статус владельца.
Причем татуировка дорисовывалась на руки (рукав), ноги, спину и грудь в течение всей жизни.
К старости все тело маори уже было покрыто узорами.
Та древняя техника осталась далеко позади. В новом веке мало кто решается на подобное испытание, несмотря на то, что эскизы тату живы. Сами рисунки носят название «мокко» и каждый имеет свое обозначение.
Категории тату
Виды
Значение моко
Животные
Дельфины, киты, морские черепахи
Защита
Акулы
Мощь, агрессия, власть, упорство
Скаты
Свобода
Сухопутные ящерицы
Интуиция
Цапли
Чистота духа, борьба за справедливость и правду
Геометрические элементы
Спираль («кору») дважды или трижды перекрученная
Новые начинания, цикличность развития, связь с космосом
В сочетании с завитком в виде крюка для рыбы
Мужество, достаток, крепкое здоровье
Наконечник топора
Власть, решительность, способность концентрировать внимание
Природа
Солнце с центральной частью в виде спирали
Взаимосвязь смерти и жизни, внутренняя гармония
Маски (тики)
Эмбрион человека
Оберег, знак народа маори
Мужские татуировки
У маори оба пола равны, потому и воинами могут быть женщины наравне с мужчинами. И те и другие вправе нанести тату. Но преимущественно своим правом пользуются представители сильного пола.
Все дело в философии народа маори, которая утверждает, что мужское тело внешнее и связано с макрокосмосом, а женское направлено на микрокосмос – продолжение рода.
В тату на теле воина должна присутствовать вселенская гармония, а изображения – делиться на равные части, дублирующие друг друга. В противном случае настройки энергетического тела мужчины могут сбиться и связь с Вселенной будет нарушена.
Маори верили, что наколки бессмертны. Не то что человеческое тело. И нанося узоры на теле, человек увековечивает себя.
Женские татуировки
Они тоже симметричны и цикличны и всегда в черном цвете. Узоры могут наноситься не только на лицо, но и на живот, грудь, бедра.
Волокна и красители
Портрет Хоне Хеке и его жены Хариаты в 1847 году в плащах из волокна Phormium tenax (новозеландский лен).
Маори из текстиля и тканые элементы из ряда растений, в том числе harakeke ( Новая Зеландия льна ), wharariki , Т.И. Kouka , ТОИ , pīngao , kiekie , Nikau и toetoe .
Традиционные полинезийские методы для создания Тапы barkcloth были введены Маори, кто знал его как аут . Устные истории описывают бумаги тутового дерева , как вводятся в Новую Зеландию по Ōtūrereao , Tainui и Аоте ваку. Дерево в основном выращивалось в районе Северного Окленда и Вайкато, и не прижилось в южных районах и не росло так же хорошо, как растения в Тихом океане. Дерево часто видели во время путешествий Джеймса Кука в 1770-х годах, в основном оно использовалось для создания мягкой белой ткани, используемой для филе или пирсинга ушей высокопоставленными мужчинами, однако его редко видели. Текстиль из коры исчез из использования в начале 19 века, что совпало с исчезновением дерева из Новой Зеландии. В устных рассказах рассказывается о ранних экспериментах по созданию войлочного материала, похожего на aute from houhere (Hoheria populnea ), однако попытки не увенчались успехом. Кора других растений, таких как houhi (Hoheria angustifolia ) manatu ( Plagianthus regius ), autetaranga ( Pimelea villosa ) и houi ( Hoheria glabrata или Hoheria lyallii ), использовалась в традиционных тканях, таких как рыболовные сети.
Подготовленное волокно ( мука ) новозеландского льна ( Phormium tenax ) стало основой большинства одежды. Листья льна раскалывались и ткались в циновки, веревки и сети, но одежду часто делали из волокна внутри листьев. Листья были удалены с помощью ракушки мидии, скручены вручную в двухслойные шнуры и аккуратно скручены во время высыхания, обработаны путем замачивания и растерзания каменными молотками ( пату мука ), чтобы смягчить волокно, скручены путем скручивания нить по ноге и ткать. Волокна из раупо ( Typha orientalis ) и упоко-тангата ( Cyperus ustulatus ) использовались в традиционном изготовлении воздушных змеев . Волокно растения tī kouka (кордилин австралийский) прочное, поэтому его использовали для изготовления сандалий, якорных канатов и парусов.
Маори традиционно использовали сырые волокна для создания кете с открытым переплетением, используя усадочные свойства волокон для различных целей, таких как кете кумара , где открытое переплетение вызывало удаление грязи из кумара ( сладкого картофеля ) или кете, используемого для слива воды. жидкость, например кете, используемая для сбора морепродуктов.
Краски для окраски муки были получены из местных материалов. Пару (грязь с высоким содержанием солей железа) давала черный цвет, кора раурэкау — желтая, а кора танэкаха — желтовато-коричневый. Цвета были установлены путем обкатывания окрашенной муки в квасцах (поташе). Красная оче-глина ( kōkōwai ) использовалась для окрашивания муки вокруг хребтов Вайтакере , однако в других районах Новой Зеландии ее применяли редко.
Оружие маори
Традиционно оружие маори изготавливалось из дерева, кости, камня или зеленого камня (greenstone). В качестве сувениров можно купить такие традиционные виды оружия как тайаха (Taiaha — если вы смотрели фильм «Оседлавший кита», который я здесь выкладывала, вы должны представлять, как оно использовалось маори в бою), пату (Patu), мере (Mere), вахайка и кортиахте (Wahaika и Kotiate — булавы маори).
Хорошее сувенирное оружие, конечно, и стоит соответственно. Ориентируйтесь где-то на 70-250 NZD. Зато если, купив такое оружие, вы не почувствуете себя настоящим маори — я даже и не знаю, что с вами не так!
Вахайка из дерева каури
Тайаха
Пату из сосны
Мере из зеленого камня
Кортиахте
Топор из дерева каури
Известные ткачи маори
Традиционное ткачество маори сохранялось во время колонизации, однако, поскольку европейские материалы использовались и адаптировались для использования в традиционном ткачестве, это означает, что многие традиционные методы обработки местных волокон пришли в упадок в начале 20-го века. Ремесло пострадало во время урбанизации, которая произошла в 1950-х годах, когда маори мигрировали из сельских районов, основанных на мараэ, в города, однако именно благодаря усилиям нескольких женщин маори и Лиги защиты женщин маори искусство ткачества и знания из Te Whare Pora были сохранены и широко распространены, когда лига начала предлагать уроки ткачества. Сюда входили знания, которые преподаются через границы иви и хапу и преподаются как традиционным способом, так и на учебных курсах.
Национальная ткацкая школа была основана в 1969 году, что способствовало возрождению ткачества, и было проведено несколько важных выставок ткацких работ, которые продемонстрировали мастерство, культурное значение и артистизм ткачей маори. Эти усилия, которые начались с таких известных ткачей, как Рангимари Хетет , Диггерес Те Канава и Кэт Браун, продолжались до 1980-х годов и стали частью возрождения маори . Te Roopu Raranga Whatu o Aotearoa , национальный новозеландский коллектив традиционных ткачей, был основан в 1983 году и организует национальные и региональные семинары по продвижению традиционного ткачества.
Другие известные ткачи включают:
- Кэт Браун (1933 — 2004)
- Донна Кэмпбелл (художник) (1959 г.р.)
- Вераноа Хетет (1966 г.р.)
- Джуди Хохайя
- Нгаахина Хохая (1975 г.р.)
- Рейхана Парата
- Эренора Пекетапу-Хетет (1941–2006)
- Кахутои Те Канава (1960 г.р.)
- Те Пайри Тутеранги (умер в 1954 г.)
- Эмили Шустер (1927 — 1997)
- Ририя Смит (1935 — 2012)
- Соня Сноуден (род.1946)
В 2021 году три ткача Жаклин МакРэй-Тарей, Глория Тайтуха и Роуз Те Ратана стали первыми, кто получил совместную докторскую степень в области махи раранга (ткачество), присужденную Те Вананга о Аотеароа в партнерстве с Исследовательским центром Те Ипукареа Оклендского технологического университета. . Каждый из них изучал разные области истории, поэтому доктора философии работали отдельно, а затем каждая часть также информировала друг друга и целое с периодом обучения, охватывающим 1800-е годы до настоящего времени. Докторантуру руководила профессор Таня Кааи .
Выращивание и уход
Формиумы внешним видом напоминают агавы (с которыми еще недавно их относили к одному семейству) и некоторые драцены. В культуре более распространен формиум прочный и его гибриды с формиумом Коленсо. Последний встречается редко.
В оранжерейных условиях растение цветет крайне неохотно (в комнатных – никогда), поэтому чаще используется как декоративно-лиственная культура. Обычно – как кадочная, которую на лето выставляют в сад, а на зиму помещают в холодную оранжерею с температурой +6+8оС, но с очень хорошим освещением.
Формиум прочный относится к 7 зоне зимостойкости, устойчив до -17оС. Хотя с укрытием, по литературным данным, может расти даже в 5 зоне зимостойкости (до -23оС). Листья при этом гибнут от морозов, но весной отрастают новые.
Формиум прочный устойчив к прямым солнечным лучам и хорошо растет в полутени. Хорошо себя чувствует в любом дренированном грунте нейтральной кислотности (рН 6,6-7,5) с регулярным поливом. Гибриды более влаголюбивы, требуют притенения от прямого солнца во избежание подгорания листвы.
Вместо подкормок может довольствоваться перевалкой в чуть больший горшок с компостом в апреле, этого питания ему вполне хватает на 4-6 месяцев, т.е. на весь летний сезон. С мая по сентябрь растение можно содержать в саду, украшая им вход в дом, патио и т.д.
Для подоконника это весьма крупное растение, в комнатных условиях можно выращивать компактные сорта. Размещать растение лучше всего на южном окне. В помещении формиум растет медленнее, листья вырастают более тонкими и мягкими, а окраска, присущая сорту, проявляется не так ярко. Со временем растение приобретает слегка растрепанный вид. Чтобы листья оставались жесткими, а куст компактным, желательно организовать досвечивание фитолампой.
Если растение слишком большое, листья можно обрезать наполовину, из почек отрастут новые.
Из вредителей наиболее вероятен мучнистый червец, из болезней – грибные пятнистости.
О борьбе с вредителями — в статье Вредители комнатных растений и меры борьбы с ними.